История витражной техники тиффани немного парадоксальна. Своим появлением и всемирной популярностью она обязана американскому художнику и дизайнеру Луису Комфорту Тиффани. Парадокс в том, что витражи появились еще при «царе Горохе» (первые образцы датируются временами Римской империи, расцвет ремесла приходится на Средние века и эпоху Ренессанса), но небывалую популярность и даже новое имя они получили в конце 19-го – начале 20-го века, благодаря новой технологии производства, изобретенной модернистом Луисом Тиффани. Точнее, принципиально технология осталась той же, художник просто поработал над нюансами, а нюансы в искусстве, как известно, решают все.

Нюанс первый – медь вместо свинца. Тиффани восхищался древними витражными произведениями, но свинцовые прутья, которые столетиями служили соединительным материалом, считал грубоватыми. Луис мечтал создавать витражные полотна с тончайшей проработкой мелких деталей, поэтому нужен был новый, более пластичный, материал. Так в витражном деле появилась медь. Тонкие медные полоски фиксировались по контуру каждого стеклянного фрагмента пчелиным воском, а потом спаивались в единое целое при помощи олова.

Нюанс второй – новая формула стекла. Стеклянные заготовки для витражей разрисовывали красками вручную. Так было до Тиффани. Луис же решил, что такой подход обедняет фактуру стекла. Заручившись поддержкой отца, известного американского ювелира, художник приобретает стекольную фабрику и с головой уходит в эксперименты. Итогом производственных опытов становятся неповторимые стекольные поверхности, изображающие водную рябь или опавшую листву. К тому же Тиффани удалось получить стекло, играющее всеми цветами радуги, без использования ручной росписи. Это стало возможно благодаря добавлению всевозможных пигментов в стеклянное сырье на стадии застывания.

Известно, что после того, как человек, как следует, поработал на свое имя, имя начинает работать на него. Эта формула успеха воплотилась и в жизни Луиса Тиффани. Его звезда взошла на международной специализированной выставке в Чикаго в 1883 году. Восторга публики, впервые увидевшей витражи Тиффани, не было предела. К началу 20-го века фирма Луиса уже была известнейшим производителем стекла и витражей в мире. Мастера Тиффани создают художественное остекление для церквей и богатых домовладений.

Новый виток популярности бренда Тиффани случился с появлением на рынке его витражных абажуров, которые, между прочим, изготавливались из обрезков стекла, оставшихся от более крупных заказов.

Самой грандиозной работой родоначальника техники тиффани по праву считается его витраж, изображающий оленя на водопое. Высота полотна достигает трех метров, и состоит оно из 5 тысяч стеклянных элементов. Другой, не менее известный шедевр Студии Тиффани, – огромная стеклянная ширма – украшает Палаццо де Бель Арт в Мехико.

Сегодня секретами знаменитой витражной студии Луиса Комфорта Тиффани пользуются многочисленные мастерские во всем мире, а термин тиффани стал именем нарицательным для дорогих и изысканных витражей.