Трудно представить современное здание без остекления. Да что там трудно – невозможно! В конце концов, не зря же наш стремительный век с чьей-то легкой руки был назван именно «эрой стекла и бетона». Правда, чаще всего так говорят, желая подчеркнуть холодность и крайнюю прагматичность как внешнего облика зданий, так и интерьеров: да, надо признать, что требования к стеклу сузились нынче до способности пропускать свет и удерживать тепло. И, тем не менее, повторимся, представить сегодня здание без стекла невозможно.

Почему же древнейшая техника витража (произведения искусства из кусочков стекла), пришедшая из Средневековья, не утратила популярности, не потерялась в водовороте современных дизайнерских идей и новейших строительных технологий? Пожалуй, потому, что красота и гармония нужны человеку во все времена. А красивым витраж был с самого момента своего возникновения.

Несмотря на то, что первые витражи, украшавшие преимущественно средневековые храмы, были достаточно примитивны с точки зрения техники изготовления, в них неизменно присутствовало творческое начало и тепло человеческой души.

Имя изобретателя «стеклянного ремесла» нам неизвестно, а вот первым теоретиком витражного производства принято считать монаха Теофилуса, который в XII веке в своих трактатах отразил свод базовых правил производства витражей. Между прочим, актуальны они и сегодня. Как раньше, так и теперь, витраж представляет собой стеклянные фрагменты, особым образом соединенные между собой и в собранном виде повторяющие форму проема, для которого предназначается изделие.

Первые мастера использовали тонкие разноцветные пластины из алебастра и селенита для создания простых орнаментов в оконных арках и нишах храмов. В роли соединительного материала выступала сначала шпаклевка, потом деревянные рамы. Настоящей революцией в истории витража стало появление свинцовой нити. Впервые ее начали использовать английские мастера в XII-IX веках. Свойства этого прочного и в то же время пластичного соединительного материала позволили создавать целые художественные панно из стекла для огромных оконных проемов.

В эпоху Ренессанса в витражную область потянутся профессиональные художники, а сами витражи постепенно эволюционируют из примитивных орнаментов в сложные сюжетные композиции по библейским мотивам, с многочисленными сакральными символами. Из церковных интерьеров композиции разноцветного стекла перекочуют в жилища состоятельных домовладельцев, изображая бытовые сцены из семейной жизни.

Древние витражи, дошедшие до нас, представляют собой большую ценность – как историческую, так и художественную. Стеклянные шедевры некоторых средневековых храмов по праву считаются произведениями высокого искусства.

XXI век тоже внес свой вклад в развитие древнего витражного ремесла. И немалый! Появились новые материалы, машины для обработки стекла, возникли даже новые «жанры», такие как фьюзинг и пескоструй. Сегодня витражные элементы можно органично вписать в любой архитектурный стиль или дизайн-проект. Композиции из разноцветного стекла украшают не только двери и окна, но и потолки, мебельные фасады, колонны, осветительные приборы. По прошествии столетий древнее искусство витража остается востребованным и способным сделать неповторимым любое жизненное пространство!